• Поделиться

20 лет назад, когда в Адыгею привезли адыгскую общину из автономного края Косово, была открыта новая страница в истории республики, положившая начало процессу репатриации этнических адыгов на историческую родину.

Адыги из Косово

Тогда, в условиях разгоравшегося вооружённого этнического конфликта в Югославии, при поддержке руководства РФ, была проведена беспрецедентная акция по переселению крупной группы зарубежных адыгов на историческую родину – более 150 человек вывезли из охваченного войной Косова.

12 мая 1998 года тогдашний министр культуры Адыгеи Газий Чемсо выступил на заседании Кабмина республики с докладом, в котором резко очертил реальное положение косовских адыгов. В докладе говорилось, что «албанцы, составляющие абсолютное большинство населения провинции, лидеры которых ведут политику выдавливания из Косово всех неалбанцев, создали нетерпимую обстановку вокруг малочисленной адыгской общины, кстати, осевшей в этих местах раньше, чем сами албанцы, и в своё время приютивших их. Экстремистски настроенные албанцы травят посевы крестьян, ломают технику, лишают людей источников существования. Участились случаи насилия над адыгами. Косовские адыги попали в тяжёлую ситуацию, когда они оказались на стыке противостояния двух народов: для албанцев они были сербы, а для сербов – албанцы».

Известно, что предки адыгов поселились на сербской земле в середине 60-ых годов XIX века. Сербская земля приютила черкесов и создала для них благоприятные условия для сохранения своей самобытности, национально-культурных особенностей.

«Но из-за своей малочисленности они исчерпали свой генетический ресурс, над нами нависла опасность ассимиляции и полного исчезновения, как этнической группы. В связи с этим часть общины решила вернуться на историческую родину и воссоединиться со своим народом в Республике Адыгея Российской Федерации», - написал в своей книге «Возращение. Исторический очерк» Газий Чемсо.

Именно Чемсо содействовал возвращению репатриантов. В итоге, 1 августа 1998 года, самолёт с первой группой косовских адыгов на борту (всего было три группы) совершил посадку в аэропорту Минеральных Вод.

Для обустройства репатриантов выделили средства в рамках госпрограммы, а каждой семье переселенцев бесплатно предоставили по три гектара земли. Место для нового аула выбрали сами из предложенных властями республики вариантов. Населённый пункт, где компактно расселились адыги из Косова, назвали Мафэхабль, что в переводе с адыгского означает «счастливый аул». Правда, официально населённым пунктом аул стал только в 2007 году. Это было связано с достаточно долгим процессом придания статуса населённого пункта на уровне правительства РФ.

Между тем, по прошествии 20 лет, в Мафэхабле остаётся немало житейских проблем. Главная все эти годы была связана с несовершенной инфраструктурой. Только в августе 2018 года здесь завершили строительство водопровода, на который потратили почти 11 млн рублей. Это стало возможным после того, как аул включили в федеральную программу по устойчивому развитию сельских территорий.

Правда, газификация аула продолжается до сих пор. Но во многом это связано с необходимостью софинансирования проекта со стороны самих жителей, уже организовавших кооператив. Жители собрали 700 тысяч рублей, ещё 2 млн рублей кооперативу обещали в администрации Майкопского района, на территории которого расположен Мафэхабль. Многие из выделенных участков долгое время оставались бесхозными, но причины появления пустующих участков были связаны с отсутствием всё тех же коммуникаций.

Тем не менее, по данным республиканского комитета по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, желающих обосноваться в населённом пункте становится всё больше. Многие репатрианты из Сирии, Турции и других стран выражают желание переехать именно сюда.

В Мафэхабле есть действующая мечеть, которую на личные средства построил фермер из Кабардино-Балкарии. Мечеть находится рядом с федеральной трассой, ведущей в Майкоп со стороны Армавира, поэтому в ней постоянно есть молящиеся, независимо от времени суток.

Адыги из Сирии

Опыт возвращения адыгов из Югославии помог и в решении вопросов обустройства сирийских адыгов. Сейчас в республике находятся около 800 человек, перебравшихся на историческую родину из-за вооружённого конфликта.

В Адыгею соотечественники из Сирии начали прибывать с мая 2012 года. Пик пришёлся на вторую половину 2012 и 2013 годов. По данным республиканского Центра адаптации репатриантов, с начала военных действий в Сирии в республике находилось более 145 семей.

Тема бежавших от войны в Сирии адыгов – одна из тех, что пару лет назад поднимала градус общественного резонанса до максимальных отметок. Митинги в поддержку сирийских адыгов проходили не только в Майкопе, но и в Нальчике и даже Москве. Среди требований – оказание реальной помощи репатриантам со стороны государства, поскольку общественники решить все проблемы приехавших на историческую родину были просто не в состоянии.

Однако на фоне царивших тогда в России «ура-патриотических» настроений и практически всенародной поддержки действий российского руководства в Сирии, об обычных людях, попавших в жернова политических распрей в арабской республике и бежавших от войны на историческую родину, на федеральном уровне забыли. В отделе федеральной миграционной службы РФ по Республике Адыгее пояснили, что федеральное законодательство не предусматривало и по-прежнему не предусматривает каких-то особых смягчений для граждан Сирии в России. Адыгея, как субъект, исключением не является.

В 2018 году страсти вокруг этой проблемы стихли параллельно ситуации в самой Сирии. Точнее, тому, как её подают государственные СМИ. Но в самой Адыгее о проблемах сирийских адыгов не забывают.

Центр адаптации репатриантов, который приобрёл огромный опыт в работе с первыми репатриантами, помогает им оформить весь необходимый пакет документов для проживания в России на законных основаниях. Когда не хватало квот, а такое было в период войны в Сирии, правительство России разрешило предоставлять беженцам документы на временное убежище. Но для этого было необходимо иметь на руках сертификат о знании русского языка. В помощь репатриантам в республиканской гимназии открыли дневные и вечерние группы русского языка.

Вернуться на родину

На историческую родину возвращаются не только те, кто оказался в сложной жизненной ситуации, как сирийские или косовские черкесы.

«Кавказская война XIX века разобщила адыгский народ. Многие тогда погибли, другие уехали с родной земли. Их потомки сейчас живут в Европе, США, на Ближнем Востоке», – говорит председатель комитета Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Аскер Шхалахов.

В последние годы наметилась тенденция к возвращению этнических адыгов на историческую родину. Сегодня в республике живёт более 2 000 репатриантов из Турции, Сирии, Иордании, Югославии, Израиля и стран Европы. Большинство из них хотят жить в сельской местности.

«Характерная особенность соотечественников – никто не хочет быть иждивенцем. Инженеры, техники, агрономы, дизайнеры, программисты не стесняются работать строителями, рабочими или продавцами. Они трудятся в сельском хозяйстве, здравоохранении, культуре, на производственных предприятиях, в строительных организациях. Несколько человек оказывают услуги в сфере общественного питания, организовали свой маленький бизнес», – продолжает Шхалахов.

В Адыгее уже выросло новое поколение детей репатриантов, родившихся в республике. По данным Центра адаптации репатриантов за 2018 год, в вузы республики поступило около 100 человек из числа адыгской диаспоры, 85 детей учатся в школах.

Руслан Романов

Справка:

1 августа 1998 года первая группа адыгских соотечественников прибыла в Майкоп. Спустя почти годвесной 1999 года в Адыгею вернулись ещё две группы из остававшихся в Косово адыгов. В 1998-1999 годах из Косово в Адыгею возвратилось 165 человек35 семей. Тогда в Автономном крае Косово в двух сёлах Донья Становице и Милошево компактно проживало около 200 человек.

С 1998 года 1 августа в Адыгее отмечается как День репатрианта. В 2010 году исполком Международной черкесской ассоциации (МЧА) поддержал данную инициативу и рекомендовал всем адыгским общественным организациям (Адыгэ-Хасэ), входящим в состав МЧА, отмечать этот праздник.