• Поделиться

В конце ноября Нальчикский городской суд отклонил иск известного в Кабардино-Балкарии издателя и краеведа Виктор Котлярова. Издатель обвинял бывшего налоговика, балкарца Хадиса Тетуева в клевете и травле в социальных сетях.

По утверждению Котлярова, Тетуев развязал против него в интернете «грязную кампанию» по причине того, что Котляров в одном из постов в Facebook поделился своими суждениями относительно времени, места и хода исторической битвы при Канжале.

В начале октября Виктор Котляров – известный журналист, писатель, краевед, издавший десятки трудов по истории Кабардино-Балкарии, выпустил книгу «Канжальская битва: взгляд сквозь столетия». В ней он описывает историческую битву 1708 года между крымским войском и кабардинским ополчением, в ходе которой черкесы смогли предотвратить завоевание Кабарды крымско-турецким ханством.

Незадолго до выхода книги в свет издатель анонсировал ее на своей странице в социальных сетях, где вкратце изложил содержание. Вскоре после этого Хадис Тетуев – балкарский активист, опубликовал пространный пост под заголовком «Авраам Шмулевич и Виктор Котляров против единства России», в котором обвинил Котлярова в фальсификации истории и разжигании межнациональной вражды между кабардинцами и балкарцами.

«Я даже не представлял, что книга, основанная на документах, может вызвать такую бурю эмоций и негатива. Смысл поста Тетуева был в том, что я, в угоду одному народу, принижаю другой, что битва происходила в другом месте, а я целенаправленно перекраиваю историю. Причём к тому времени ни сам Тетуев, ни те, кто его активно поддержал, книгу не читали. Она просто ещё не поступила к читателю, все 100 экземпляров находились в издательстве. А в интернете я книгу не размещал», – рассказывает Котляров.

Издатель обратился в судебные инстанции с целью защиты чести и достоинства, потребовав материальную компенсацию в размере 100 тысяч рублей за моральный и материальный ущерб, нанесенный публикацией Тетуева.

Сам Котляров, который более 40 лет в соавторстве пишет и издает книги по истории, этнографии, орографии Кабардино-Балкарии, утверждает, что все его публикации «базируются на архивных источниках, документальных материалах, свидетельствах очевидцев».

Эхо противостояния в Кенделене

Канжальская битва уже много лет является камнем преткновения для черкесов и балкарцев, проживающих в КБР. Битва имеет огромное значение для черкесов, поскольку именно тогда они смогли прдотвратить нашествие крымского войска. Однако часть балкарских историков отрицает некоторые факты, связанные с Канжальской битвой, в частности, подвергая сомнению достоверность того, что она произошла именно на плато Канжаль (татарское «Къан Жол» означает «Кровавый путь»). Кабардинцы возмущены такой позицией, так как, по их мнению, это сражение в истории Кабарды имеет такое же важное значение, как Куликовская битва 1382 года в истории России.

Из-за разногласий, подогреваемых националистически настроенными общественниками с обеих сторон, в сентябре 2018 года у села Кёнделен Эльбрусского района КБР вспыхнул конфликт между двумя титульными этносами, который был предотвращен после вмешательства силовиков.

«Именно события в Кёнделене подвигли меня на подготовку книги «Канжальская битва: взгляд сквозь столетия». Цель была одна разъяснить, как все происходило на самом деле: через документы, народные предания и лично мной проведенные изыскания», – рассказывает Котляров.

В беседе с Paragraphs он выразил недоумение по поводу того, что Хадис Тетуев упомянул его вместе с израильским политологом и экспертом по Кавказу, Авраамом Шмулевичем, известным своими антироссийскими статьями. По словам Котлярова, Шмулевича он не знает и «ничего общего с ним никогда не имел».

Травля в соцсетях

Пост Хадиса Тетуева в социальных сетях был удалён вскоре после опубликования. Возможно, это сделал либо сам автор, либо кто-то из его «единомышленников», так как в ходе судебного разбирательства публикация может стать уликой как против самого Тетуева, так и против комментаторов его поста. Впрочем истец предусмотрительно скопировал комментарии, поместив позже в своё исковое заявление.

Большинство комментариев носит оскорбительный характер, часть из них содержит угрозы физической расправы в адрес Котлярова. Пользователи соцсетей, поддерживающие позицию Тетуева, называют Котлярова «фашистом», «продажным» и обвиняют в разжигании националистических настроений.  

Сам издатель говорит, что к обращению в суд его подтолкнули даже не личные оскорбления, а то, что под постом Тетуева появились негативные высказывания в адрес кабардинцев, которые не только не стирались, а поощрялись.

«Молодые люди, поддержавшие Х. Тетуева, – говорит Котляров, – не знают истории. Им, родившимся в смутное перестроечное время, это в какой-то мере простительно. Но тем, кто целенаправленно настраивает молодежь на негатив, кто пытается заработать фальшивый авторитет на выдуманной истории, простить подобное нельзя. Мое исковое заявление было направлено, по большому счёту, не против Тетуева, а против тех, кто хочет внести раздор и смуту во взаимоотношения двух братских народов, разжечь костёр национального противостояния на Кавказ».

Иск отклонен

На прошедшем 29 ноября заседании, Нальчикский городской суд не удовлетворил иск Виктора Котлярова о защите чести и достоинства. Как позже написал Хадис Тетуев на своей странице в Facebook, «Котляров Виктор Николаевич в суд не явился, факты, доказывающие вину Хадиса Тетуева, не представил».

Сам Котляров в беседе с Paragraphs пояснил, что его адвокат «заблаговременно представила в нальчикский городской письменное прошение перенести рассмотрение», однако суд прошение не удовлетворил.

Корреспонденту Paragraphs Виктор Котляров сообщил, что это не первые и нападки на него со стороны балкарских активистов.

«Бывало и похуже, – сказал издатель, – Например, четыре года назад, когда я с коллегами следовал на автомобиле в Баксанское ущелье, нас остановила группа молодых людей. Они буквально вытащили меня из машины, стали оскорблять и угрожать. Звучали угрозы физической расправы и от женщин-активисток, которые также вели себя крайне неадекватно и агрессивно. Тогда я также подал заявление в судебные инстанции, но с тех пор не получил от них «ни ответа, ни привета».

По словам издателя, клеветнические выпады, спровоцированные Тетуевым в соцсетях, привели к уходу заказчиков, «не желающих издавать книги у человека, которого обвиняют в подобных преступлениях».

Аслан Беков